Газета "Правда". Ни денег, ни развития
  • 8 Июля 2020
      7 июля, вернувшись из своих регионов, депутаты Государственной думы собрались на 303-е в этом созыве пленарное заседание палаты, чтобы вновь заняться вопросами законодательства.

ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ, «по горячим следам» было принято обращение к Великому Национальному Собранию Турции в связи с намерением турецких властей изменить музейный статус одного из величайших памятников христианства — храма Святой Софии в Стамбуле, превратив его в мечеть. Построенный в первой половине VI века императором Юстинианом I, собор Святой Софии на протяжении более чем девяти веков был резиденцией патриарха Константинопольского. По преданию, красота самого храма и совершавшегося в нём богослужения пленили послов великого князя Владимира, что окончательно утвердило его в решении принять христианство. Позже собор пережил и разграбление крестоносцами, и превращение в мечеть. Наконец, в 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать собор Святой Софии музеем.

Это было гениальным решением, примирившим христиан и мусульман, заметил лидер КПРФ Геннадий Зюганов, общаясь в преддверии пленарного заседания с журналистами. Сегодня же деструктивные силы пытаются столкнуть православие и ислам. Они ведут эту подрывную деятельность не только в Турции, но и на Украине, и в России.

В повестке дня стоял отчёт о работе Счётной палаты за 2019 год. По мнению лидера КПРФ, нынешний её председатель Алексей Кудрин наполовину свернул функции контрольного органа. Посредством СМИ Геннадий Зюганов обратился к главному аудитору страны с требованием расследовать, кто и зачем уничтожает одно из самых эффективных сельских хозяйств, работающих в Московской области, — совхоз имени Ленина. Накануне состоялся очередной суд, который под абсолютно надуманным предлогом в угоду рейдерам повесил на совхоз ещё один долг в 1,1 миллиарда рублей. «Мы не отдадим совхоз имени Ленина на растерзание бандитам и политическим провокаторам! — заявил лидер коммунистов. — Если правоохранительная система не в состоянии защитить честных людей, народ в рамках закона будет защищать себя сам!»

При обсуждении отчёта Счётной палаты депутаты указали и на другие возможные объекты и направления финансовых проверок. Первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Валентин Шурчанов затронул ноющую рану бюджетной обеспеченности регионов. Разрыв между самыми богатыми и самыми бедными субъектами Федерации составляет 7 раз. Дифференциация их по валовому региональному продукту на душу населения доходит до 55 раз, по объёмам инвестиций в основной капитал — до 122 и даже больше раз. В итоге среднедушевые доходы граждан по регионам разнятся в пять раз, а совокупный долг субъектов Федерации достиг 2,3 триллиона рублей. «Какие принципиально новые меры по перераспределению налоговых и неналоговых доходов в пользу поддержки региональных бюджетов могла бы предложить Счётная палата?» — обратился депутат с вопросом к докладчику. По мнению А. Кудрина, следует вернуть объём несвязанных трансфертов, поскольку в последние годы наметилась тенденция снижения их доли, что сужает возможности регионов в решении внутренних задач. Кроме того, председатель Счётной палаты повторил своё двухлетней давности предложение о переносе платежей за неработающих граждан в систему ОМС на федеральный уровень.

Вопрос члена фракции КПРФ Алексея Корниенко касался оценки эффективности таких инструментов экономической политики на Дальнем Востоке, как территории опережающего социально-экономического развития и свободный порт Владивосток. «В большинстве наших проверок не прослеживается результативность многих этих мер, скорее, результативность достигается в отдельных проектах», — признал А. Кудрин. По его словам, значительный масштаб поддержки не приводит к изменению динамики в этих регионах, в том числе и уменьшению оттока кадров, инвестиции растут теми же темпами, что и в среднем по стране, а это недостаточно для Дальневосточного региона.

Николай Коломейцев, обобщив позицию фракции КПРФ в оценке работы Счётной палаты за 2019 год, отметил наиболее важные участки аудиторского контроля и обозначил его слабые звенья. Так, Счётная палата сделала вывод о неэффективности действующей системы стратегического планирования: нормативно-правовые акты не согласованы между собой, по этой причине утверждённые планы деятельности федеральных органов исполнительной власти на 2019—2024 годы не соответствуют установленным требованиям. В эти планы включены только 26 процентов показателей госпрограмм и подпрограмм, за которые органы власти отвечают. Из показателей национальных федеральных проектов в планах учтены лишь 55 процентов. Наблюдается колоссальный перекос в наделении муниципалитетов полномочиями и их финансовой состоятельности: 184 полномочия переданы из федеральных органов через региональный уровень в муниципалитеты и только треть обеспечены соответствующими мандатами. Парадокс всей финансовой системы страны заключается в том, что, с одной стороны, наращивается профицит, который до пандемии составлял 2,8 триллиона рублей, и по бюджетному правилу деньги переводятся в иностранные юрисдикции, а с другой стороны, субъекты Федерации и муниципалитеты задыхаются от безденежья.

По мнению депутата, требует проверки расходование средств, выделенных на борьбу с пандемией, а это 3 процента ВВП, или 3 триллиона рублей. Пора навести порядок, считает Н. Коломейцев, в госкорпорациях и институтах развития, бесконтрольная деятельность которых приводит к тому, что приближённые к власти обогащаются за счёт бюджетных ссуд, наращивая дивиденды, вздувая зарплаты, а роста экономики как не было, так и нет. Пятёрка так называемых эффективных компаний, пасущихся возле бюджета, остаётся неизменной. Давно пора проверить и «Газпром», и «Роснефтегаз», и институты развития, в которые влили уже около 10 триллионов рублей. В результате нет ни денег, ни развития.