• 6 Апреля 2018
     5 апреля на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат, член Комитета ГД по аграрным вопросам О.А. Лебедев.

      - Уважаемые коллеги, сегодня, как мы видим, экологическая повестка не теряет своей актуальности. Особое внимание вопросам охраны природы было уделено и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

      Напомню, что в рамках работы Государственной Думы шестого созыва были рассмотрены и приняты глубокие системные изменения в природоохранное законодательство, сформирован, без преувеличения, экологический каркас, призванный обеспечить коренные изменения экономики Российской Федерации на принципах устойчивого развития. Это и 219-й закон об НДТ, и 458-й о создании современной системы обращения отходов, и ряд других, обеспечивших развитие лесного, водного комплекса, землепользования на принципах рационального природопользования.

      Это и 415-й Федеральный закон "Об учете и контроле перемещения заготовленной древесины", и 455-й "О защите лесов", и 218-й "Об усилении экологической составляющей в ответственности за лесонарушения".

      219-ым и 458-ым федеральными законами мы создали действенные стимулы к повышению экологической эффективности хозяйственной деятельности, проведению технологической модернизации экономики, усовершенствовали систему управления отходами и потребление с упором на их полезное использование.

      И все помнят, с каким сопротивлением тогда столкнулись депутаты на тех этапах принятия ключевых решений. Но вопреки всему эти решения были приняты.

      В этой связи тревожно было наблюдать, как за решительным шагом вперед последовали да шага назад.

      Сроки вступления в силу ключевых положений 458-го федерального закона неоднократно переносились. В последний раз в конце 2016 года сроки были отодвинуты на целых два года.

      На последнем пленарном заседании Государственной Думы 2017 года был принят проект федерального закона, фактически отодвинувший на год вступление в силу норм, устанавливающих обязанность оборудования каждой трубы автоматизированными системами мониторинга загрязнения счетчиками.

      Отложив вступление в силу стратегически важных решений, под ударом оказались наши граждане, ведь неблагоприятные экологические последствия хозяйственной деятельности становятся всё более выраженными.

      Так объем сбросов загрязняющих веществ в водные объекты за последний год составил 43 миллиарда кубических метров, но при этом сохраняется на непозволительно высоком уровне объем сброса без очистки. В 2017 году было сброшено 14 миллиардов кубических метров таких вод.

      В итоге на территории России более половины поверхностных и более четверти подземных источников питьевого водоснабжения не соответствуют нормам качества, и ситуация ухудшается ежегодно.

      Вопросы управления отходами производства и потребления остаются наиболее острой темой, и поэтому требуют к себе особого внимания, притом, что есть богатейший международный опыт в решении проблем отходов эта тема всплывает регулярно, и безусловно затрагивает интересы абсолютного большинства жителей нашей страны.

      В части охраны атмосферного воздуха с 2014 по 2017 годы объёмы выбросов загрязняющих веществ действительно увеличились на 389 тысяч тонн. Уверен, что ещё не все забыли тот едкий запах сероводорода, который накрыл центр столицы в 2014 году, а ведь для юго-восточных районов Москвы такое явление является регулярным. Разноцветный снег, периодически выпадающий вблизи промышленных центров России, уже давно не является какой-то экзотической новостью, при этом особое внимание сегодня хочу обратить на то, что вопросы загрязнения окружающей среды являются актуальными также и с точки обеспечения продовольственной безопасности, ведь круговорот воды в природе никто не отменял.

      Каким будет качество сельскохозяйственной продукции, выращенной на загрязнённых почвах? Какое количество загрязняющих веществ в конечном итоге окажется на столах наших граждан в составе продуктов питания? В мире сегодня очень высокий интерес к экологически чистым продуктам. Большая часть стран мира имеет законодательное регулирование в этой области. Его цель: сохранить главный ресурс государства - землю. А ведение экологического хозяйства сохраняет плодородие почв. Органическое сельское хозяйство сегодня активно развивается в 160 странах, а в 85 странах есть законы об органическом сельском хозяйстве, в 20 идёт подготовка таких законов.

      В этой связи считаю важным отметить законопроект о производстве органической продукции. Его принятие в первом чтении на прошлом пленарном заседании является абсолютно правильным шагом, в том числе в интересах обеспечения экологической безопасности продуктов питания. Конечно, к этой инициативе есть множество вопросов, которые мы будем решать в рамках подготовки этого законопроекта ко второму чтению. Но первый шаг в верном направлении нами уже сделан.

      Качественные экологические продукты, конечно, сегодня это не только органическое земледелие. Отдельно я бы хотел сказать о качестве рыбной продукции. С одной стороны, наша страна каждый год увеличивает общие объёмы вылова водных биоресурсов. В этом году должны преодолеть отметку в 5 миллионов тонн. С другой стороны, качество российской рыбы на прилавках оставляет желать лучшего. Здесь есть четыре основные проблемы.

      Первая - это несоблюдение температурного режима при хранении и транспортировке. Это касается главным образом продукции с Камчатки и Дальнего Востока, которая едет в центр страны по две-три недели.

      В России нет современных рефрижераторных вагонов, поэтому дальневосточную рыбу возят в старых вагонах-термосах. Если за окном мороз, она доезжает нормально, если плюсовая температура, то происходит размораживание. В итоге рыбу приходится потом снова замораживать, а это сказывается на потере качества и всех полезных свойств.

      Кроме этого, далеко не во всех магазинах есть морозильные камеры, которые поддерживают необходимую температуру хранения, это минус 20 градусов для рыбы и минус 25 для креветок.

      Вторая проблема - это подмена одного вида рыбы другим. Треску подменяют сегодня дешевым минтаем, кету подменяют горбушей, а разницу оплачивает покупатель из своего кармана, а производители ограничиваются только незначительными штрафами.

      Третья проблема - это чрезмерное количество глазури на мороженой рыбе. Техрегламент ЕАЭС ужесточил нормы, но они по-прежнему соблюдаются не везде.

      Четвертая проблема - это те корма, добавки и антибиотики, которые используют при производстве аквакультурой рыбы. В стране по-прежнему нет своих высококачественных кормов, Россия вынуждена закупать их главным образом во Франции.

      Кроме этого, чтобы избежать эпидемий, ту же семгу или форель вынужденно пичкают антибиотиками, которые потом попадают в организм покупателя, в организм наших избирателей.

      Но корма и антибиотики - это, конечно, проблема не только аквакультуры, но и всего нашего сельского хозяйства, особенно это касается бройлерной курятины, которая является сегодня опасной пародией на настоящую деревенскую курицу. Правильно говорят, что курица, попадающая в магазин, никогда не видела солнца, травы и петуха, всю свою жизнь она провела в птичнике.

      Не менее, уважаемые коллеги, важной законодательной инициативой является проект федерального закона "Об охране почв". Почвы - это важнейший компонент природной среды, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве, который нуждается в особой защите, законодательном обеспечении восстановления и сохранения их плодородия.

      Кроме того, в рамках перспективного законодательного регулирования будет правильно обратить особое внимание на вопросы экологического аудита и связанной с ними деятельности как логичного продолжения выбранного вектора развития государственной политики в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности.

      Одновременно с этим перспективным видится развитие системы экологического страхования, которая необходима, этот механизм очень важен и позволит существенно сократить бюджетные ассигнования на предупреждение и ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду и снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

      Уважаемые коллеги, Дума действующего созыва уже приняла очень много нужных и важных законов. Например, три закона, которые являются огромным шагом в деле защиты животных от жестокого обращения и от браконьеров. Это очень знаковый, большой шаг, и люди это отмечают.

      Сегодня требуется дальнейшее совершенствование экологической экспертизы. Это один из ключевых превентивных инструментов охраны окружающей среды.

      И в заключение я хотел бы напомнить, что 2018-2027 годы объявлены в России Десятилетием детства. В этой связи призываю всех к слаженной, эффективной работе на направлениях охраны окружающей среды, обеспечения благополучия наших граждан в интересах подрастающего поколения.
      Спасибо.